Практика при обучении. Смогу ли я консультировать?

Часто звонок по обучению включает в себя вопрос про практику: будет ли она; как она проходит; смогу ли я консультировать, если не имею опыта, а будет ли работа в группах и т.д.

Давайте разберем.

Существуют три популярных варианта отработки практики.

  1. Придумать аватар и задать ему проблему, ситуацию.
  2. Объединить студентов в группы, они сами создадут себе образ для практики.
  3. Реальные клиенты, которые готовы работать с новичками.

Давайте по порядку.

  1. Работа с аватаром – это суррогат, он не дает результата. У аватара нет эмоций, нет жизни и нет опыта прожитых лет. Нет накопленных переживаний. Мы не знаем, какой он прошел путь. А без всего этого, разбор бесполезен. Игнорирование прошлого опыта даст недостоверный результат. Отсюда первая большая ошибка – формируется искаженный навык консультирования.
  2. Работа студентов в группах, когда один студент придумывает образ и задает ситуацию, тоже попадает в эти ошибки. Кроме того, разные люди по-разному проживают ситуации. Одного человека ситуация заставит просто понервничать, другой будет в панике. У каждого из нас своя вселенная чувств, эмоций, опыта и переживаний. Получается, что в первых двух случаях вы формируете только каркас своего консультирования. Внутреннего наполнения нет. Отсюда вторая большая ошибка – Формируется копирка. В результате, вы мыслите штампами, копиями. Это мешает формированию и развитию своих версий и гипотез. Возникает некий тормоз творчества. У вас получается зазубрить шаблонные истории, но когда в будущем перед вами окажется реальный человек, вы не будете знать, что с ним делать.
  3. Третий способ – реальная практика во время обучения. Во-первых, это неэтично. Нельзя ставить опыты на людях, ведь это реальная чья-то жизнь. Во-вторых, можно навредить и серьезно. Неопытный студент не сможет распознать все тонкости. Не поймет, когда помощь нужна уже других специалистов. Может усугубить ситуацию.

А как же тогда учиться? А когда же начинать? Давайте разберем, как строится практика в Университете РНСО.

В практическое консультирование Вы начинаете погружаться уже с 1 модуля. Делаете это постепенно, давая свои первые рекомендации в решении ситуационных задачах, и, получая обратную связь от преподавателей. На семинарских занятиях по модулю мы включаем вас в процесс формирования навыков общения с использованием профессиональной лексики и глубоких знаний. Слушать лекции в онлайн режиме – это, конечно, хорошо, – но гораздо полезнее, когда на семинарских занятиях вы начинаете уже ИСПОЛЬЗОВАТЬ полученные знания, закреплять их, владеть красивым сексологическим языком, чтобы речь звучала грамотно и дорого.

Наши студенты пишут рефераты и эссе. Это настоящая исследовательская работа. Она позволяет сформировать навык поиска нужной информации, обновленной, когда Вы закончите обучение, а через какое-то время возникнет вопрос, на который нужно будет найти полный и развернутый ответ. Навык владения литературными источниками, позволит Вам подготовить доклад на конференцию, статью для журнала или собственного сайта, сделать емкий и грамотный пост в социальные сети. Преподаватели на работу пишут настоящую рецензию, вчитываясь в каждое слово – вы получаете полную обратную связь с рекомендациями и заключением.

Дойдя до 3 модуля, когда вы изучите онтогенез (развитие) сексуальности от рождения до старости, изучите парафилии и девиации, вы приступите к практическому уроку “Консультативная и психотерапевтическая практика в сексологии”, у вас появятся дополнительные практические семинары по консультированию и клинические разборы.

На семинарах по модулю и на практических семинарах по консультированию преподаватели делятся своим опытом и личными “фишками” консультирования. Задают краткие ситуации, позволяющие вам увидеть направление работы, задать первые вопросы “клиенту”, предметно разбираются сложные ситуации.

Клинический разбор в психологии – это одна из самых эффективных форм обучения практическим знаниям. Интерактивная форма совершенствования практической подготовки психолога, формирование умения применять свои знания на практике. Они позволят сформировать ваш собственный навык консультирования, а опыт и особенности консультирования преподавателей помогут найти свои “фишки”. Реальный опыт реальных людей, без возможности навредить.

Шаг за шагом вы изучаете материал, учитесь его применять, а после 3 модуля можете начать консультировать. Мы рекомендуем быть честными со своими клиентами и обозначать, что вы – начинающий или обучающийся специалист. Это важно! Вы предупреждаете своих клиентов о том, что будете работать деликатно и, возможно, будете обращаться за помощью к более опытным коллегам. Это разделяет ответственность между вами и клиентом, но не снимает ее с вас.

Еще очень важная тема для будущего специалиста – этика помогающего специалиста. Такие семинарские занятия позволят обсудить с преподавателем сложные вопросы: как работать с клиентом, чья проблема “не отзывается”; нужно и можно ли обращаться к правоохранительным органам, если вы подозреваете клиента или он в чем-то сознался вам; как выдержать напряжение в работе, когда после очень скромного клиента приходит клиент с очень богатым опытом и делится им с вами и другие, кажущиеся на первый взгляд легкие вопросы.

Основа вашего успеха – это хорошая академическая база, на которую с первого модуля вы будет постепенно накладывать формируемый практический навык,  профессиональные преподаватели и актуальные, научные знания.

В Университет РНСО мы не учим шаблонным отработкам, не развлекаем, не проводим “тренировки” на реальных клиентах, но мы учим думать самостоятельно, формируем мышление специалиста, чтобы после обучения вам было под силу решение любого вопроса.

Ваш Университет РНСО!